Защита гражданского населения на оккупированной территории
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Нет единого понятия гражданского населения.
По III ЖК и 1 Дополнительный протокол: гражданское население — все, кто не является комбатантами.
Гражданское население не может быть объектом нападения до тех пор и на такой период пока оно не принимает непосредственное участие в вооруженном конфликте.
Критерии для определения непосредственного участия в вооруженном конфликте:
систематичность участия;
нанесение вреда либо военному персоналу, либо имуществу, либо военным коммуникациям.
Защита граждан оккупированной территории
Этот вопрос регулируется: 4-ой ЖК 1949 г., Гаагской конвенцией 1907 г.
По Гаагской конвенции 1907 г., оккупация — захват одной стороной территории другого государства, установление на этой территории административной власти.
По 4-ой ЖК 1949 г., оккупация — присутствие вооруженных сил одного государства на территории другого государства, но не обязательно создавать органы власти.
Оккупация:
временное явление;
не означает переход суверенитета оккупирующего государства и не означает, что эта территория аннексируется (т.е. не переходит в собственность этого государства), оккупируемое государство сохраняет полный суверенитет над этой территорией.
Оккупирующие власти должны брать на себя функции только обеспечения безопасности оккупируемой территории. Никаких других функций у оккупирующей власти нет (по 4-ой ЖК).
По 4-ой ЖК сохраняют действие все международные договоры в области прав человека, участниками которых являются обе стороны.
Оккупирующие власти не могут:
принуждать граждаснкое население служить в вооруженных силах оккупантов и вербовать их;
менять их гражданство;
запрещается депортация населения на территорию оккупирующей стороны;
препятствовать возвращаться беженцам и переселенцам в те места, где они жили;
наносить ущерб ни государственной, ни частной собственности;
ни реквизировать, ни конфисковать;
весь санитарный транспорт не может быть конфискован, а должен использоваться по назначению;
гражданские больницы могут быть реквизированы для оказания медпомощи раненым и больным воюющей стороны, но должна оказываться помощь и гражданскому населению;
не подлежат разрушению культурные ценности и они не могут быть конфискованы.
Оккупационный режим имеет право издавать свои правила и приказы.
Если лица не подчинятся этим правилам, они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Если сопротивление выражается в диверсии, террористических актах, такие лица привлекаются в уголовной ответственности и могут быть приговорены к самым тяжким наказаниям, вплоть по смертной казни, если она предусмотрена по ЗД оккупирующего государства.
Считается правомерным согласно 4-ой ЖК, что оккупационные власти могут создавать трибуналы, но они должны быть на оккупированной территории и лицам, которые привлекаются к ответственности, должно гарантироваться соблюдение справедливого разбирательства и предоставление всех гарантий.
Конец оккупации
Когда заканчивается оккупация законы и правила, установленные оккупирующими властями, теряют свою юридическую силу. Если оккупирующие власти привлекли лиц к ответственности, то они освобождаются. Если заключены гражданские сделки в период оккупации и если они не противоречат законодательству этой страны, они могут продолжать действовать.